Что такое аутоагрессия, в чем она проявляется и как от нее избавиться

Аватар

Психология

Что такое аутоагрессия и как бороться с саморазрушением у взрослых и детей

Часто ли вы бываете недовольны собой, вините за прошлые ошибки, считаете себя неуспешными, непривлекательными, не слишком умными и так далее? Все это – признаки саморазрушения. И с этим нужно что-то делать. Сегодня я расскажу, что такое аутоагрессия, почему она появляется и как с ней бороться.

Что значит термин

Аутоагрессия (или аутодеструкция) – это агрессия, направленная на самого себя. Греческое αὐτός (аутос) в переводе означает “сам”, а латинское aggressio – “нападение”. Дословно термин переводится как “нападение на самого себя”.

Википедия дает свое определение. Аутодеструкция – это осознанная или неосознанная активность, которая нацелена на причинение себе морального или физического вреда. Она может проявляться в самообвинении, самоунижении, разрушительном поведении вроде пьянства и наркомании, а также в нанесении самому себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Так или иначе, каждый из нас может время от времени замечать некоторые признаки саморазрушения. Кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени.

Некоторые путают аутоагрессию с селфхармом, т. е. с самоповреждающим поведением. Аутоагрессия может проявляться в виде селфхарма, но является куда более широким понятием. Физическое же самоповреждение не всегда выступает следствием аутоагрессии.

Формы проявления

Саморазрушение может быть осознанным и неосознанным. В первом случае человек целенаправленно отравляет собственную жизнь, понимая, к чему это приведет. Во втором – подсознательно стремится создать угрозу собственному здоровью и благополучию.

Аутоагрессия может выражаться следующими симптомами:

  • пищевая зависимость – переедание или недоедание;
  • замкнутость в себе, добровольная самоизоляция;
  • нанесение себе телесных повреждений;
  • употребление вредных веществ и продуктов, что приводит к алкоголизму, наркомании, токсикомании;
  • суицидальное поведение;
  • тяга к экстремальным видам спорта;
  • фанатическое поведение (к примеру, участие в деструктивных религиозных сообществах и т. п.);
  • скрытое стремление стать жертвой преступления или попасть в аварию.

Есть и неявные признаки аутодеструкции:

  • принуждение себя к изнуряющей работе;
  • оттягивание похода к врачу при возникновении необходимости либо нарушение рекомендаций доктора;
  • злоупотребление медикаментами или косметическими процедурами;
  • чрезмерное увлечение пирсингом, татуажем;
  • самозапрет на получение удовольствий, на отдых и развлечения и т. д.

Выделяют 4 основные разновидности аутоагрессии:

  1. Физическая. Человек вредит своему телу прямо или косвенно. Это может быть нанесение телесных повреждений (порезов, ушибов, проколов), занятие травмоопасным видом спорта, запускание себя в лишнем весе, отравление алкоголем и сигаретами.
  2. Ментальная (психическая). Предполагает деструктивные мысли и слова в свою сторону. Человек винит себя во всех грехах, оскорбляет, критикует, сравнивает с другими, выставляя себя в более невыгодном свете.
  3. Социальная.Стремление изолироваться от общества, стать изгоем, испортить себе репутацию бессмысленным поступком, разрушить важные для себя отношения и т. п.
  4. Духовная. Это все то, что приводит к моральной деградации, истощению и утрате ценностей: различные зависимости, провокационное поведение, нежелание учиться и развиваться.

Есть еще много классификаций аутоагрессии. Приведу наиболее распространенные.

По степени произвольности:

  • осознанные;
  • бессознательные.

По скорости формирования:

  • острые;
  • подострые;
  • хронические.

По типу развития:

  • стационарные;
  • прогрессирующие;
  • регрессирующие;
  • трансформирующиеся.

Причины возникновения

В норме человеку, как и любому другому живому существу, не свойственна агрессия на самого себя. Поскольку это противоречит базовой задаче – выжить. Различные исследователи по-разному понимают причины появления аутоагрессии.

Часто саморазрушительное поведение возникает на фоне нескольких факторов:

  • многолетних стрессов;
  • экстремально негативных условий жизни;
  • непомерных физических нагрузок.

В психологии и психоанализе аутодеструкция рассматривается как защитный механизм психики, известный еще во времена Фрейда. Так бывает, когда человек на самом деле озлоблен на кого-то другого, от кого зависит его благополучие. При этом по каким-то причинам выразить свое недовольство и гнев в отношении этого объекта он не может. Поэтому агрессия перенаправляется в сторону самого себя.

По мнению доктора медицинских наук и профессора кафедры психиатрии Галины Пилягиной, для развития аутоагрессии необходимо наличие как минимум трех основных компонентов:

  1. Внутреннего конфликта, который возник из-за того, что собственные взгляды не соответствуют взглядам и принципам окружения. Личные взгляды замещаются противоположными, зарождается агрессия на социум, но со временем она все равно вымещается на себе.
  2. Психотравмирующей ситуации, которая произошла в прошлом.
  3. Несоответствия ожиданий действительности. Эти ожидания могут испытываться по отношению к другому человеку или к определенной ситуации.

Склонность к саморазрушению не появляется из ниоткуда. Она активируется только при наличии тех или иных триггеров. Вот еще несколько возможных причин возникновения аутоагрессии:

  1. Ошибки в воспитании. Когда родители сурово наказывали ребенка за малейшие провинности, ограничивали в правах, унижали, для человека проявление агрессии становится нормой. В дальнейшем он бессознательно будет стремиться наказывать себя.
  2. Очень низкая самооценка. Человек недооценивает свои способности, слишком критически относится к собственной внешности, постоянно сравнивает себя с более успешными и красивыми и стремится всячески наказать себя за такое несовершенство. Низкая самооценка редко приводит к физическим истязаниям, но часто становится причиной отказа от радостей жизни и ущемления своих интересов.
  3. Пережитое физическое насилие. Жертвы часто винят себя за случившееся. Особенно если такое произошло с ними в детском возрасте. Аутоагрессия становится средством облегчить чувство вины.
  4. Религиозный фанатизм. Какой бы ни была религия, идеология или эзотерическое учение, большинство из них предполагают жесткие рамки поведения или питания, соблюсти которые в нашей обычной жизни весьма сложно. Из-за постоянного чувства вины по этому поводу может развиваться аутоагрессия.
  5. Недовольство жизнью. Живя в непрерывном стрессе от неудовлетворенности отношениями, работой, отражением в зеркале или социальной жизнью, человек может выплескивать свое недовольство в форме саморазрушения. Так он пытается снять накопленное напряжение.
  6. Тяга к манипулированию людьми. Встречается и показная аутоагрессия, когда прилюдно демонстрируется суицидальный настрой или причинение себе вреда. Так человек хочет вызвать у окружающих жалость и поддержку, привлечь внимание или получить иную выгоду.
  7. Психические расстройства. Часто они становятся причиной селфхарма, жертвенных поступков и суицидального поведения.
  8. Депрессивное состояние. Человек в депрессии склонен думать, что у него все плохо и он не достоин ничего хорошего. На этой почве он может намеренно ухудшать ситуацию.
  9. Перфекционизм. Человек ставит заведомо невыполнимые задачи и потом винит себя за то, что не смог реализовать свои цели.

Аутоагрессия у детей и подростков

Саморазрушение у ребенка имеет свои особенности и может выражаться по-разному. Некоторые дети начинают истязать себя физически: царапать, щипать, биться головой о стену, рвать на себе волосы, кусать конечности. Чаще всего это происходит после того, как их наказали или поругали родители. Агрессия на себя самого здесь выступает как расплата за то, что “я такой плохой”.

Малыши могут истязать себя почти сразу после получения очередной порции негатива от родителей. Дети постарше уже прячут следы самобичевания от людей и продолжают наказывать и ругать себя в одиночестве. Часто дети щиплют и бьют себя на глазах у мамы, чтобы та обратила внимание и пожалела.

Аутоагрессия у подростков может проявляться в деструктивном поведении. Молодые люди начинают курить и выпивать, чтобы самоутвердиться и казаться независимыми. Девушки изнуряют себя спортом и диетами, чтобы стать привлекательными в глазах окружения и повысить самооценку.

Не секрет, что подростки чаще других возрастных групп решаются на добровольный уход из жизни. Суицид становится не только инструментом самонаказания и ухода от жизненных трудностей, но и средством привлечения внимания к своей личности.

Основные причины аутоагрессии у детей и подростков:

  1. Психологический тип. Есть те, кто особо склонен к апатии, проблемам с самооценкой, плохому настроению, жертвенности в ущерб своим интересам, замкнутости.
  2. Реакция на наказания. Ребенок не может ответить на гнев и запреты родителей, а потому вся накопленная обида вымещается на себе самом.
  3. Родительские ссоры. Скандалы вызывают у детей страх и беспомощность. Чаще всего ребенок считает виноватым в этих обстоятельствах именно себя. Ему кажется, что он является причиной бытовых неурядиц в семье, развода и т. п.
  4. Дефицит внимания. Когда ребенок замечает, что его слушают и жалеют, только когда он болен или ему плохо, самоистязания становятся средством лишний раз обратить на себя внимание.
  5. Завышенные ожидания родителей. Медаль – только золотая, места – исключительно призовые. Ты должен быть лучшим, ты должна это и вон то! Когда ребенок не справляется с требованиями родителей, рождается глубокое чувство вины и, как следствие, аутоагрессия.
  6. Родительский пример саморазрушения. Если папа называет себя неудачником и традиционно растворяет проблемы в алкоголе, а мама при малейшем расстройстве отказывается от еды и закрывается в комнате, ребенок начинает примерять на себя поведение родителей и поступает аналогично. Недаром психологи говорят: “Хочешь воспитать ребенка – воспитай сначала себя”.

К чему приводит саморазрушение

Ребенок, который привык к аутоагрессии, в будущем с трудом уживается в социуме. Он не умеет экологично решать свои проблемы, устранять конфликты, участвовать в спорах. Могут возникать сложности с выстраиванием диалогов и отстаиванием собственной точки зрения. Такие люди становятся молчаливыми, мнительными и сторонятся общества.

Специалисты утверждают, что аутоагрессия взрослых людей берет свои корни в детстве, когда они испытывали унижения со стороны родителей, обижались на них или сильно переживали из-за семейных конфликтов.

Аутодеструкция опасна тем, что может привести не только к проблемам с самореализацией и ухудшению психосоматического здоровья. Усугубление состояния может привести и к летальному исходу.

Если человек не стремится сам к суициду, то вероятны несчастные случаи. Поскольку агрессор программирует себя на неудачи и болезни, он постоянно попадает в аварийные и угрожающие жизни ситуации.

Как избавиться от аутоагрессии

Если степень саморазрушения еще контролируема и не проявляется суицидальными мыслями, можно попробовать помочь себе самостоятельно:

  1. Повышайте самооценку. Никто не идеален, каждый из нас совершает ошибки, в том числе и серьезные. Важно простить себя и вспомнить все успехи и достижения: от больших до самых незначительных.
  2. Не копите агрессию внутри. Негативные эмоции разрушают нас изнутри. От них нужно вовремя избавляться. Позвольте себе выговориться близкому другу, опишите свои переживания на бумаге, выплескивайте гнев с помощью спорта. Обязательно отвечайте обидчикам и не давайте себя в обиду, иначе агрессия в чью-то сторону может переключиться на вас самих.
  3. Учитесь говорить нет.Не ставьте чужие интересы выше своих. Цените свое время и опыт.
  4. Не требуйте от себя слишком многого. Здоровая мотивация достижения и маниакальный перфекционизм – это не одно и то же. Ставьте себе сложные, но адекватные задачи. И стоит принять тот факт, что даже неудачи могут быть полезными и они случаются у всех.
  5. Уважайте себя. Не стоит винить и ругать себя за малейшие оплошности. Люди относятся к вам точно так же, как вы относитесь к себе. Если начнете уважать и любить себя, тем же отплатят и окружающие.

Советы родителям

Здесь я приведу несколько рекомендаций для тех, кто хочет воспитать гармоничных и счастливых людей:

  1. Воспитывайте себя. Проанализируйте, не показываете ли вы пример агрессивного поведения или негативного отношения к себе и окружающим. Ребенок впитывает как губка все, что видит и слышит рядом с собой изо дня в день.
  2. Давайте ребенку столько внимания, сколько ему требуется. Дети любого осознанного возраста не нуждаются в нас непрерывно. Достаточно даже 15 минут тотального внимания в день, чтобы оценить положительные изменения в отношениях и поведении.
  3. Следите за тем, чтобы в стиле воспитания вашего ребенка не было расхождений. Так бывает, например, в семьях, где мама авторитарна, а папа придерживается либеральных взглядов. В таких условиях у ребенка может развиться внутриличностный конфликт. Также аутоагрессия появляется у детей гиперопекающих родителей и, наоборот, там, где контроль полностью отсутствует.
  4. Учите ребенка конструктивно решать любые сложные ситуации и конфликты, а не искать виноватых.
  5. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции, в том числе негативные. Вы же знаете, что даже взрослому человеку с окрепшей психикой иногда нужно выплескивать наружу свои обиды и злость. Ребенок тоже человек.
  6. Будьте последовательны в своих решениях и поведении в отношении ребенка. Если есть конфеты перед ужином нельзя, значит, нельзя всегда, а не только когда у родителя плохое настроение. Нестабильность запретов также провоцирует внутренние конфликты.
  7. Относитесь к ребенку уважительно. Не насмехайтесь над его неудачами и не унижайте сравнениями с кем-то другим.
  8. Учите малыша открыто говорить о своих чувствах. Например: “Я сейчас обижен”, “Я немного злюсь”, “Мне очень неприятно” и т. п.

Какие действия и слова могут спровоцировать аутоагрессию у детей:

  1. Физические наказания, в том числе приказы придумать или выбрать себе наказание.
  2. Не надо говорить ребенку: “Ничего не произошло, тебе не больно”. Ведь так у него может создаться впечатление, что он сам виноват в том, что неправильно чувствует.
  3. Игнорирование проблем с социальной адаптацией. Если ребенок жалуется на конфликты в школе, в этом важно разобраться.
  4. Навешивание чрезмерной ответственности. Например: “Это ты во всем виноват”, “Ты должен был сделать то-то” и пр.

А что делать, если вы видите, как ваш ребенок проявляет к себе агрессию? Психологи утверждают, что такие процессы нельзя игнорировать. В моменты приступов нужно:

  1. Остановить ребенка в момент, когда тот замахивается для удара или иным образом собирается себе навредить.
  2. Предложить альтернативный способ выпустить пар: побить подушку, мягкий диван и т. п.
  3. Помочь выразить чувства с помощью слов. Например: “Ты сейчас рассержен”, “Ты очень устал” и пр.
  4. После того как ребенок успокоится, провести беседу на тему вредоносности гнева на доступном для его возраста языке.

Заключение

Итак, мы узнали, что такое саморазрушение и в чем оно проявляется. Несмотря на то что детские психологические травмы довольно тяжело поддаются исправлению, бороться с аутоагрессией своими силами возможно.

Чаще прислушивайтесь к себе, вовремя выпускайте пар любыми экологичными способами и принимайте себя такими, какие вы есть. Вы уникальны и достойны счастья и гармонии!

А чтобы облегчить процесс очищения головы от деструктивных мыслей и снизить уровень тревожности, рекомендую курс от платформы Викиум Детоксикация мозга. Он состоит из 10 уроков и стоит всего 1 490 рублей.

Ненависть к себе: есть ли лекарство от аутоагрессии?

Саморазрушение личности — бесконечный хоровод деструктивных мыслей, тревоги о будущем, анализ ошибок прошлого. Это то, что не дает двигаться дальше, развиваться. Конечно, нужно анализировать поступки, но зацикливаться на неудачах опасно. Вы не дойдете до цели, если постоянно будете думать о препятствиях и неудачах. Примите ошибки как данность, опыт или просто свершившийся факт.

Самобичевание понижает самооценку и, как следствие, появляется неуверенность в себе. Поговорим о причинах самодеструкции, ее проявлениях и о том, как спасти себя от саморазрушения.

Определение понятия и виды

Что такое саморазрушение? Это состояние, когда мысли-деструкторы негативно влияют на восприятие мира. В ходе саморазрушения негативные мысли, эмоции либо действия могут угрожать жизни и психическому здоровью человека.

Агрессия — не всегда зло. В природе заложена агрессия. Служит она для того, чтобы выплескивать негатив наружу. В животном мире агрессия всегда направлена на кого-то, а вот в мире людей самая страшная агрессия направлена внутрь собственного сознания. Вот откуда берется тяга к саморазрушению

Выделяют 5 основных видов саморазрушения:

  1. Контроль над всеми. Люди, которые убеждены, что знают единственно верное решение и выход из любой ситуации. Стремятся контролировать всех, хотя на самом деле зависимы от других.
  2. Угождать всем вокруг. Только так человек чувствует свою значимость в обществе, только так понимает, что может быть полезен. Ему сложно понять, чего хочет он сам.
  3. Бесконечное мучение. «Идеальная» программа саморазрушения у человека. Он убежден в том, что жизнь — боль. Если нет проблем, их срочно нужно создать, а потом искать выход. Только эта модель поведения приемлема, в полном спокойствии наступает дискомфорт.
  4. Трудоголики. Работа — прежде всего, а много работы — еще лучше. Эти люди испытывают раздражение по отношению к людям, которые весело проводят время, а не заняты решением рабочих моментов с утра до поздней ночи.
  5. Перфекционисты. Берутся лишь за те задачи, в которых уверены. Не прощают себе промахов и ошибок, поэтому могут показаться лентяями, ибо только мелкие задачи им по зубам. Раздражаются, если кто-то не такой перфекционист, как они.

Ненависть к себе: есть ли лекарство от аутоагрессии?

В саморазрушении не может быть ничего героического Билл Драммонд

Аутоагрессия – это стремление к саморазрушению. Оно может проявляться по-разному, но всегда наносит определенный вред человеку. Механизм, при котором срабатывают аутоагрессивные привычки, всегда примерно одинаков. В результате выброса в кровь гормонов стресса организм приходит в состояние боевой готовности, срабатывает инстинкт «Бей или беги». И человек начинает бить. Вот только объект нападения – он сам, его собственное тело.

Если родители наблюдают признаки аутоагрессии у ребенка или подростка, нужно обратиться к психологу. Помощь специалиста в этом случае неоценима, ведь из детей с подобными привычками нередко вырастают взрослые, «наказывающие» себя по любому поводу. Это типичное поведения «неудачника по собственной воле», когда человек сам себе не позволяет быть счастливым.

Причины и признаки аутоагрессии

Различают осознанную и неосознанную аутоагрессию.

  • В первом случае люди настолько ненавидят себя, что пытаются покончить с собой, режут собственное тело, раздирают его ногтями, причиняют себе боль. Нередки случаи манипуляций, когда люди имитируют суицид, чтобы заставить близких страдать или испытывать чувство вины.
  • Неосознанная аутоагрессия проявляется в виде расчесывания ран, раздирания кожи, обгрызания ногтей «до мяса», выдирания собственных волос (трихотилломания).

Также стремление к саморазрушению у человека может проявляться в виде алкоголизма, наркомании, токсикомании. Аутоагрессия у детей проявляется как аутизм, замкнутость, конфликтность, увлечение экстремальными видами спорта.

Чаще всего причины такого поведения скрыты в психотравмах, полученных в детстве:

1 Запреты. Наверняка всем нам хотя бы раз приходилось наблюдать истерики детей 3-4 лет, которые бились головой, руками, ногами об пол. В таких конвульсиях ребенок нередко бьет себя до крови. Причина – резкое неприятие родительского запрета. 2 Дефицит любви. Если ребенку не хватает внимания, ласки, любви, он начинает
считать себя ненужным и ищет виноватых. Не находя их среди окружающих, обвиняет себя. Также аутоагрессивные действия могут быть способом привлечения внимания. 3 Унижения. Если родители бьют детей, жестоко наказывают за проступки, почти наверняка у них с возрастом сформируются саморазрушительные привычки. 4 Неприятие сверстников. Дети и подростки нередко «затравливают» кого-то из компании – насмехаются, издеваются и даже бьют. Такой униженный ребенок может прибегнуть к суициду, видя в нем выход из ситуации, или к самоистязанию. 5 Социальная терпимость к пьянству. Общество не осуждает употребление алкоголя. Если люди используют его в качестве антидепрессанта, это считается почти нормой. Спиртные напитки только усугубляют состояние, что приводит к хроническому пьянству.
В некоторых случаях аутоагрессия у взрослых и детей обусловлена врожденными нарушениями функций центральной нервной системы. Здесь может помочь только специалист. Если же нет врожденных проблем, то со стремлением к саморазрушению можно справиться.

Протяните руку помощи самому себе!

Если вы страдаете от стремления к саморазрушению, ищите способы снять напряжение, не причиняя себе вреда. В этом вам помогут:

1 Самоанализ. Задавайте себе вопросы и давайте честные ответы. Выясните, на кого вы злитесь на самом деле, на кого не позволяете себе злиться, что заставляет вас наказывать себя и за что. 2 Развлечения. Отвлекайтесь от проблем: гуляйте на свежем воздухе, общайтесь, смотрите хорошие мотивирующие фильмы, читайте. 3 Релакс и медитация. Научитесь снимать напряжение без алкоголя и саморазрушения. В этом помогут медитации, аффирмации, аутотренинг. 4 Хвалите себя. Акцентируйте внимание на хороших сторонах жизни, своих достижениях. Старайтесь не ругать себя за неудачи и не воспринимайте их слишком трагично. 5 Займитесь спортом и творчеством. Битье боксерской груши помогает справиться с острым приступом гнева, а физические нагрузки способствуют выработке гормонов счастья. Тот же эффект можно получить с помощью творчества – рисования, лепки, танцев, пения и так далее. 6 Шумите. Если вам плохо, устройте безобидный «дебош» — пошумите, покричите, побросайте предметы.

Случаи аутоагрессии нередки. Самому человеку трудно справиться с гневом на себя, а близкие не всегда способны помочь. Обратитесь к специалисту. Запишитесь на консультацию, чтобы разобраться в причинах саморазрушения и избавиться от него.

Запись на консультацию

ЗАПИСЬна расстановки, консультацию

Как проявляется саморазрушение

Есть несколько вариантов. Например, человек наносит вред своему здоровью алкоголем, наркотиками, становится зависимым. Игромания, опасные виды спорта, работа на износ, агрессия по отношению к окружающим, опасные профессии — также являются проявлениями саморазрушения или склонности к деструкции.

Человек съедает себя изнутри, критикует, не дает себе поблажек. В голове постоянно одни и те же мысли: «Я — неудачник, я не справился, у меня ничего не получается». Некоторые люди готовы себя наказывать настолько, что наносят себе увечья и телесные повреждения. А самое страшное, что саморазрушение ведет к суициду. Негативные мысли и эмоции настолько овладевают сознанием, что кроме как покончить с собой человек не видит другого выхода.

Согласитесь, что это ужасно, проблема действительно велика. Кроме всего вышеперечисленного, саморазрушение ведет к психосоматическим болезням (онкология, язва желудка, гипертония). В группе риска окажутся все саморазрушители без исключения, если вовремя не искоренить недуг.

Саморазрушение человека

Схема формирования программы состоит из четырех этапов, которые связаны с возрастом.

Этап 1 | Активация программы саморазрушения

Возраст, в котором происходит саморазрушение и зарождение программы : от момента зачатия до 3-5-ти лет.

Характеризуется активацией (передачей) базового родового страха, на основе которого формируются жизнеразрушающие установки.

Пример:

Наташа в конце 3 курса неожиданно узнаёт о своей беременности. Первая реакция — шок: “Я не хочу, я не планировала. Мужа нет, работы нет, мне ещё 2 года учиться. Я не справлюсь. Мне страшно. Зачем мне сейчас этот ребёнок. Почему всё в жизни так сложно и трудно?”

Первая реакция Ромы — парня Наташи тоже была неоднозначной: “Вот блин. И что теперь делать? У меня ещё год учёбы впереди, защита, практика. Как это не вовремя. Столько сложностей!”

Эмбрион чувствует страх и переживания мамы и папы, ему тоже страшно и больно, он переживает. Происходит передача — активация страха.

В последующем Рома и Наташа спокойно все обсудили, решили оставить ребёнка и пожениться. Но трудности на этом не закончились.

Наташе пришлось переехать из общежития к Роме в квартиру, где он жил вместе с родителями, с которыми было очень сложно находить общий язык. Свекровь постоянно косилась и придиралась к каждому слову и действию, свёкр жил в своём мире и не во что не вмешивался.

У Ромы не складывалось с работой, потому что совмещать 5 курс, диплом и зарабатывание денег было сложно. В общем, Наташа постоянно переживала, беспокоилась и расстраивалась.

Это состояние продолжилось и после рождения ребёнка, ведь с появлением малыша трудности только прибавились.

Так ребёнку передались от мамы и папы страхи, переживания и установки про трудности.

Роды прошли с осложнениями, это в свою очередь подтвердило его и мамины страхи, что всё даётся с большими проблемами.

Далее ему постоянно что-то мешало и вызывало безпокойство: тугие пелёнки, холодный горшок, невкусная каша, которую обязательно нужно съесть, игрушки, которые нужно собирать и так далее. Чем старше ребёнок, с тем большим количеством ситуаций и трудностей он сталкивается, с которыми не мог справиться.

Этап 1: Страх, перенятый от родителей (базовый родовый страх) + переживания (боль) формируют отношение к жизни — установки.

Получается схема: Базовый родовый страх => Переживания, боль => Установки

Этап 2 | Саморазрушение: Фиксация программы

Возраст, в котором происходит закрепление программы саморазрушения: 3, 4 года — 7 лет.

Характеризуется фиксированием приобретённого отношения к жизни через ситуации, где ребёнок начинает обижаться, бояться и сомневаться в том, что у него получится и он справится.

Подобные чувства формируют реакцию, которая выливается в действия и поступки.

Пример:

Дима вырос, ему уже 5 лет. Он увлечен игрой в лего и модельки. Наташа уже 3 раза входила в комнату и просила его собрать игрушки, потому что скоро будет готов обед. Но для Димы это трудно, ему лень, он не хочет собирать эти мелкие детальки, ползать под кроватью за машинками, складывать все по ящикам и коробкам. Поэтому он продолжает самозабвенно играть.

Наташа заканчивает готовить обед и заглядывает в комнату, чтобы позвать Диму кушать. — Ты ещё не убрал? Дима, быстро собирай свои игрушки и иди есть. — Не хочу собирать игрушки. Это долго. Я хочу кушать. — Нет, собирай сейчас, иначе заберу всё и спрячу. Дима начинает топать ногами, кричать “не хочу” и истерить по полной.

У ребенка формируются обиды и реакции протеста “не хочу, не буду”.

Наташа почти плачет: — Я не справляюсь, я больше не могу! Я устала. Рома сделай что-нибудь, он вообще меня не слушает. Я весь день готовлю, убираю, мою, а он даже игрушки не может собрать и истерики мне закатывает.

Свекровь: — Что опять за бардак, истерики и слёзы?! Не можете с пятилетним ребёнком совладать.

Через полчаса все сидят на кухни и кушают. Наташа тяжело вздыхает, Рома делает вид, что всё в порядке, Дима обижен и не с кем не разговаривает, тем более на второе снова перловка, а он её ненавидит. Он думает: “Как это несправедливо самому всё собирать, я не могу всё сам сделать, мне трудно, мне не хотят помочь, они меня не любят.”

Этап 2: Отношение к жизни и ситуациям, сформированное на 1 этапе, подкрепляются ситуациями, которые в свою очередь рождают обиды, боязни и сомнения. Как следствие формируется реакция, которая складывается в определённое поведение.

Получается схема: Установки => Обида, Боязни, Сомнения => Реакция (меня не любят, одиночество, брошенность, несправедливость, униженность, ненужность, отверженность, предательство) => Действия — поведение

Этап 3 | Саморазрушение: Закрепление программы

Возраст, в котором происходит закрепление программы саморазрушения: 7-14-18 лет

Характеризуется тем, что ребёнок на все ситуации, которые ему не нравятся и неудобны, реагирует обидами и протестами, которые в свою очередь выливаются в шаблонное поведение. Так формируются однотипные реакции на происходящее и устойчивые программы поведения.

Пример:

1. Дима вырос, он уже закончил 2-й класс и перешёл в третий. Учится он хорошо, только вот математику никак понять не может. Особенно самостоятельно решать задачи трудно. Не хватает терпения и усидчивости, чтобы вникнуть.

Вот и вчера задали сложную задачу по новой теме. Смотрит в книгу, а решить не понимает как. Мама объяснила несколько раз, но он все равно ничего не понял. Папа допоздна на работе, бабушка тут не помощница. Вот и пошёл с нерешённой задачкой в школу. Точнее Дима что-то там написал, но точно знал, что не правильно. И получил двойку. Обидно.

Пришел домой и плачет: “Опять двойка по этой математике. Как она мне надоела, не могу больше, мне так трудно, а еще столько лет ее учить. Ничего у меня не получается…”

Наташа с порога поняла, что Дима расстроен и начала переживать: “Что делать с этим ребенком? Обижается и плачет по поводу и без. Как он дальше учиться будет. Ведь всё сложнее и сложнее будут предметы и задания. И у меня не получается ему помочь. Я плохая мать, не справляюсь.”

А Дима в это время спрятался в своей комнате, включил игровую приставку и с головой ушел в виртуальные гонки. Выполнение домашнего задания снова отодвинулось на неопределенное время.

Формируется устойчивая программа поведения и шаблонная реакция.

2. Дима уже восьмиклассник. С математикой он давно наладил отношения, да и с другими предметами тоже. Предыдущие года он очень хотел, чтобы его выбрали старостой класса. Старался хорошо учиться и активно участвовал во внеклассных мероприятиях, чтобы понравится учителю, но сколько бы он ни пытался, замечают всегда выскочку Лешку, активиста и болтуна. Вот и в этом году снова избрали его.

Дима шёл после собрания расстроенный и обиженный. Снова и снова прокручивал в голове произошедшее и свои пустые старания: “Ну, почему я не умею также, как Лёшка, красиво говорить и доказывать своё мнение. Ну почему, в критической ситуации язык как будто прилипает к нёбу и не получается вымолвить ни слова. Как же все это трудно!”

Придя домой, Дима завалился на диван и надолго завис в телефоне: социальные сети, игры, чаты… В виртуальном мире все проще.

На самом деле ситуация очень напоминает то, что происходит у Ромы — Диминого папы. Он тоже на работе очень старается быть правильным, всё делает качественно, но продвижения не получается, да и зарплату не повышают. Кругом сложности.

Этап 3: Сформировалась однотипная реакция “как в жизни все трудно, я не могу, я не справляюсь”. Проще всего обидится и заняться чем-то легким и более интересным, вместо того, чтобы преодолевать трудности и искать выход из сложившихся ситуаций.

Получается схема: Реакция на основе чувств (Сомнения, Обида) => Однотипное поведение

Формируются личины, хари и, соответственно, характер.

Этап 4 | Саморазрушение: Хождение по кругу

Возраст, в котором происходит закрепление программы саморазрушения: 18 лет и старше.

Характеризуется повторами однотипных ситуаций во взрослой жизни, что создаёт хождение по кругу.

Пример:

1. Недавно Дима познакомился с Машей. Им по 19 лет, молодые и красивые. Но у Маши постоянно что-то случается в жизни. Вечные проблемы: то ей срочно нужно поехать в пригород к родителям на помощь, то спасти щенка и пристроить его в хорошие руки, то выручить подругу, то подменить напарницу на работе. Просто человек — спасатель.

Однажды она попросила Диму о помощи, он помог. Потом ситуация повторилась, ему снова пришлось включиться, в ущерб своим делам. Но когда Маша в третий раз обратилась с просьбой перевезти бездомную собаку с другого конца города к ветеринару, и там ещё ждать 2 часа и везти потом назад. Тут Дима не выдержал: Зачем мне все эти трудности? Я со своим делами не справляюсь, тут ещё Маша на меня навешивает. Не, это слишком сложные отношения.

И Дима просто перестал отвечать на сообщения и звонки Маши, и сам, конечно, не звонил. Так проще.

2. Диме 25. Он уже 4 года работает продавцом бытовой техники. Все просто и понятно. Общайся себе с клиентами, рассказывай про товары, вовремя приходи на работу, получай процент от продаж — и будет тебе стабильная заработная плата без особых трудностей.

Девушки у Димы нет, некогда, да и зачем они нужны. Только проблемы от них.

Наташа — мама Димы очень переживала за сына: “Как же так, с девушками не встречается, интересов никаких нет, работа — дом — интернет. Как же он жить будет один без семьи? Несчастный такой.”

Рома слушал причитания жены, но особо не включался. На работе аврал, директор снова завалил, приходится оставаться на сверхурочные. Приходишь домой без сил, только и желание, что поесть, да новости посмотреть. А сын… Да, всё у него нормально. Работа есть, живёт с нами, а то, что в сети зависает, да они все такие сейчас.

Жизнь шла свои чередом и можно было написать ещё примеры и ситуации, но мы предпочитаем здесь поставить троеточие…

У этой истории есть несколько вариантов продолжения. Либо Дима оставит все так как есть, либо он будет менять свою жизнь.

А чтобы изменить жизнь — нужно что-то менять в себе. А это всегда трудно.

Получается схема: Однотипное поведение. Хождение по кругу повторяющихся реакций и ситуаций во взрослой жизни.

Возможные причины

В психологии говорится, что причины саморазрушения идут из детства. Психика ребенка — это трепетный и нежный инструмент, на котором нужно играть умеючи. Хотя может случиться так, что проблема саморазрушения появляется в зрелом возрасте. Причиной этому может быть потеря близкого человека или любой пережитый стресс. Итак, разбираемся в причинах саморазрушения:

  1. Отсутствие родительской любви и ласки. Малыш остро воспринимает критику, наказания, особенно без объяснения причин. Физическое и сексуальное насилие влечет за собой ряд последствий, которые накладывают негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь.
  2. Ложные утверждения. Например, родители твердят, что знают лучше, что не время еще принимать решения. Во взрослой жизни сложно перестроиться и понять, что время пришло и пора самому решать, чего ты хочешь.
  3. Неправильная оценка себя. Если ребенка постоянно ругать и говорить о его никчемности, самооценка никогда не будет адекватной.
  4. Неоправданные ожидания. Для каждого родителя его ребенок самый лучший. Важно понимать, что все дети разные с разными талантами и способностями. Если от малыша требуют слишком много и он не оправдывает ожиданий, его психика ломается.
  5. Запрет на чувства, эмоции. Ребенок не может реагировать на ситуацию так, как считает нужным. В итоге замыкается в себе.

Характерные проявления

Перейдем сразу к сути. Проявления саморазрушения:

  • нанесение увечий себе;
  • унижение себя и обвинение во всех бедах в мире;
  • суицидальные наклонности;
  • беспорядочные сексуальные связи;
  • зависимость от работы;
  • зависимость от любви;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • прием алкоголя, наркотиков;
  • пищевая зависимость.

Присмотритесь к своим друзьям и близким. Возможно, кто-то нуждается в вашей помощи прямо сейчас. Если вы сами оказались в сложной ситуации, и саморазрушение захватило сознание, помните: с этой проблемой можно справиться.

Типы поведений

Саморазрушение диктует свои правила, и человек уже не в состоянии вести себя зрело, адекватно. Рассмотрим основные типы поведения при саморазрушении:

  • Активное поведение, которое сопровождается употреблением алкоголя, наркотиков.
  • Антисоциальная личность. Поведение и поступки не имеют ничего общего с общепринятой моралью.
  • Суицидальные наклонности. Вечные мысли о суициде, о своей никчемности.

Стоит упомянуть и конформистскую модель поведения. Эти люди соглашаются всегда и везде с общественным мнением, являются марионетками без собственной точки зрения.

Как противостоять

Можно ли избавиться от склонности к самодеструкции? Возможно ли саморазвитие через саморазрушение? Ответ утвердительный. Есть ряд рекомендаций:

  • Определитесь со своим местом в обществе. Развивайтесь в интересном вам направлении.
  • Займитесь самопознанием. Разберитесь со своими ощущениями. Проявляйте эмоции по отношению к окружающим, не стесняйтесь чувств.
  • Выплескивайте агрессию через занятия спортом, генеральную уборку квартиры или покричите в одиночестве. Выберите удобный для вас способ, но не держите негатив в себе.
  • Отрекитесь от стереотипов и не навязывайте людям ярлыки. Живите так, как считаете нужным, и позвольте жить другим, как они хотят. Не делайте из этого трагедию.
  • Избавляйтесь от всякого рода зависимостей. Делайте это постепенно. Так будет лучше для организма. Бросьте курить, откажитесь от алкоголя или просто начните уходить с работы вовремя.

Как ведет себя человек, склонный к саморазрушению?

Сюда относятся все негативные эмоции и поведение, которыми люди обычно пользуются в стрессовых ситуациях. Это осуждения, сплетни, зависть, зависимость, курение и алкоголизм. Сюда относятся отчаяние, уныние, лень, неумение говорить нет и даже жизнь по привычке.
Самым страшным чувством является зависть, которая полностью съедает человека. Зависть – это главная причина большинства заболеваний. Крайне разрушительно действуют на человека постоянное недовольство окружающим миром, родителями, семьей. Человек отказывается заботиться о семье и родителях, отворачивается от них. Самопознание через саморазрушение приводит также к несправедливому отношению к людям и неправильному использованию личного времени и средств.

В физическом плане, человек наносит вред организму алкоголем, никотином, наркотиками или ядами. Страшнейшее саморазрушение и вытравливание организма начиналось с безобидного стремления к самопознанию и новым ощущениям. Также человек может наносить себе физические увечья, порезы или дойти до суицида.

Самопознание через саморазрушение наносит вред и психологическому здоровью. К примеру, перфекционист будет работать до упаду, чтобы быть лучшим и доведет себя до эмоциональной перегрузки. Стремясь быть лучше всех и во всем, человек начинает себя постоянно сравнивать с другими. Когда он убеждается, что кто-то есть красивее, успешнее или умнее, он впадает в депрессию, самобичевание.

Так же психологическое здоровье подрывает стремление довести всех до мнимого идеала. Когда человек, склонный к саморазрушению, стоит на руководящей должности, он доводит подчиненных до состояния депрессии и апатии. Он постоянно придирается, взывает к чувству долга, манипулирует, требует невозможного.

аксиома или бессмысленное самоуничтожение

Также саморазрушение проявляется и в отношениях с окружающими. Иногда человек, думая, что он движется в сторону саморазвития и самопознания, обрывает связи с людьми. Он может перестать общаться с родителями, уйти из семьи, уволиться с работы или поссориться с друзьями. В целях самопознания начать внедряться в новые компании, при этом попасть в зависимость (к примеру,алкогольную, наркотическую, сексуальную, зависимость от азартных игр и т.д.) или потерять деньги.

  • Психическое заболевание
  • Перфекционизм
  • Желание расправиться с собой, наказать за что-либо
  • Ложное чувство собственной вины, угрызения совести
  • Мания величия
  • Мания преследования
  • Демонстрация и манипуляция

Некоторые из этих причин заложены в человеке генетически, некоторые появились после пережитых травм, насилия. В любой из этих причин кроется низкая самооценка, само принижение, обесценивание себя, как личности. Но иногда преднамеренное саморазрушение носит демонстративный, а вернее даже манипулятивный характер.

К примеру, человек наносит себе не очень серьезный вред (режет вены поперек), надеясь при этом увидеть реакцию близких. Это поднимает его ценность, он видит, что кому то нужен и за него переживают. В следующий раз он сделает что-нибудь более серьезное , чтобы получить с легкостью то, чего ему хочется. Ведь он уже знает, что им дорожат.

Если в детстве родители воспитывали методом «кнута и пряника», то такая личность во взрослой жизни будет склонна к саморазвитию через саморазрушение. За каждое усилие или достижение необходимо получить награду, а за любую ошибку или погрешность – наказание. Человек будет или сам себя наказывать или примиряться с насильственным отношением к себе, воспринимая это как наказание, посланное Всевышним. В том или ином случае, все будет восприниматься как «искупление грехов».

https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-autoagressiya.html
https://ta-garmonia.ru/rebenok/psihologiya-samorazrusheniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *