10 способов правильно мотивировать ребенка | Мел

 

10 способов правильно мотивировать ребенка

10 способов правильно мотивировать ребенка | Мел

  • важный разговор
  • инста

10 способов правильно мотивировать ребенка

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать — рассказывает Ксения Букша.

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву — одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу — пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти — гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой

Вам будет интересно  Как пережить расставание с любимым человеком: советы психолога, как правильно себя вести, если бросил мужчина, как справиться, психологическая помощь, если ушла девушка

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) — станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться — вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Вам будет интересно  Как вести дневник: 10 советов • Arzamas

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

И еще немного примеров для иллюстрации:

Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.

Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации — забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир — коллективная мотивация.

Решать задачки по математике: если не получается — забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается — внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни — поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Учебная мотивация для подростков

Учебная мотивация для подростков

«Мотивация — это такой же результат, как и причина обучения»

(с) Дэвид Аусубель, психолог.

Широко распространено мнение, что мотивация оказывает большое влияние на способность студента учиться. Мотивация может быть разбита на внешние и внутренние формы. Внутренняя мотивация приходит изнутри ученика, который хочет учиться ради самого обучения. Хотя не невозможно найти внутренне мотивированного подростка–школьника/студента. Один из психологов, что занимается вопросами подростков Джоанна Бадден из Испании сказала: «Пять лет опыта работы с молодыми учениками заставляют меня поверить, что их немного»

Гораздо более вероятно, что подростки будут иметь внешнюю мотивацию, а это означает, что их мотивация исходит из внешних источников, таких как желание сдать экзамен или угодить своим родителям. Хорошая новость для учителей заключается в том, что есть много вещей, которые мы можем сделать в школе, чтобы повысить уровень внешней мотивации.

Вам будет интересно  Топ-10 лучшие фильмы для саморазвития | САЛИД

Итак, как повысить мотивацию подростку?

1. Понять ваших учеников.

Не имеет значения, в какой части мира вы находитесь, ваши ученики-подростки будут проходить сложный этап своего путешествия между детством и взрослой жизнью. Они будут проходить через множество личностных изменений и решать сложные вопросы, сознательно стараясь вписаться в окружающую среду, стремясь быть не только принятыми, но уважаемыми и справедливыми. Как показывает статистика, быть другом для ученика не слишком круто, те в свою очередь предпочитают учителей, что ценят и уважают их.

При работе с подростковыми классами всегда поддерживайте сильные и ясные отношения между учителем и учеником, сохраняя контроль над классом в любое время, но в то же время поощряя своих учеников влиять на темы уроков. Не смотрите на свой класс, как на должное, иногда ломайте систему и делайте что-нибудь не по плану, например, 25 минут урока и 20 минут разговоров об интересах. Всегда показывайте, что вы ответственны за своих учеников, уроки хорошо спланированы, но и давайте возможность школьникам выдавать свои идеи, которые будут выслушаны и приняты.

2. Создать журнал для личных разговоров

Создание такого журнала откроет прекрасные возможности, узнать больше о жизни ваших учеников. При введении идеи написания журналов важно, чтобы цели и общие правила были понятны студентам.

Каждый студент должен иметь свой собственный блокнот или толстую тетрадь, чтобы использовать его в качестве журнала. Они должны быть сохранены учителем, и ученики обязаны знать, что преподаватель не будет читать чье-либо письмо в классе, открыто перед всеми. Это будет строго двусторонний «разговор» между учеником и учителем.

Следует пояснить, что идея заключается в том, чтобы эффективно общаться на одном уровне с учеником и преподавателем. Последний в свою очередь не будет заострять внимание только на оценках и успеваемости школьника. Так между ними образуется некоторая связь, которая поможет взрослому и подростку понять друг друга лучше и начать доверять.

Учебная мотивация для подростков

3. Заинтересовать своих учеников

Будьте на одном уровне с подростками, устраивайте внеклассные часы, где они будут в качестве информации говорить о своих интересах и увлечениях вне школы. Затем используйте ее в качестве разработки новых идей и концепции взаимодействия с их интересами.

Подростки, как правило, вступают в контакт с современной культурой и обнаруживают, что им трудно установить связь с прошлым. Это не ваша работа, чтобы дать урок истории, убедитесь, что вы идет в ногу со временем, используя современные технологии, социальные медиа и поп-культуру, чтобы оживить деятельность и привлечь их внимание.

4. Взаимодействие с учениками

Хорошие учителя всегда будут взаимодействовать со своими учениками. Это поможет вам воплотить урок в жизнь, и еще более важно, таким образом вы замотивируете учеников.

Хорошее использование ресурсов не только привлечет внимание вашего класса, но и вдохновит их на творчество, также сломит напряжение в спокойных и трудных классах.

Вот некоторые из ресурсов, что вы можете использовать:

Музыка

Подростки всех культур любят музыку, это часто лучший способ заставить подростков выразить себя и улучшить отношение к уроку.

Ролевые игры

Ролевые игры – это идеальный способ привнести новые знания подросткам. Актерское мастерство дает им шанс освободить тревогу или напряжение безопасным и контролируемым способом, помогая им действительно подключиться к предмету и сделать его незабываемым.

Общественные мероприятия

Подростки по своей природе очень социальные существа, хотя многие из них могут показаться застенчивыми или сдержанными, большинство стремятся к взаимодействию с обществом. Групповые мероприятия могут стать отличным способом получить обратную связь с классами, где много застенчивых подростков.

Поп-викторины

Мы не имеем в виду викторины с призами, а скорее на тему поп-культуры. Студенты не любят, когда их контролируют. Это не позволяет им выражать свои знания о хобби. А ведь это одна из важных составляющих качеств в жизни человека. Не каждый имеет хобби, даже у взрослых такое встречается. Если вы устроите такую викторину, где они будут показывать, чем занимаются дома, то получат высокую внешнюю мотивацию.

Игры

Кто не любит игры? В то время как подростки не любят, чтобы с ними обращались как с детьми, у них есть очень конкурентная природа. Дать им шанс показать себя и поконкурировать в небольших группах – это отличный способ повысить мотивацию. Но, учтите! Держите все под контролем, обе команды должны быть удовлетворены.

5. Просто общайтесь

Последний урок, на часах 18:00, вы и ваши ученики устали? Отпускать их с урока не лучший вариант, но иногда это тоже помогает. Мы же рекомендуем вам, просто общаться с ними на разные темы.

Для создания идеальной мотивации подросткам, потребуется немало усилий. Чтобы удовлетворить обе стороны, будьте готовы идти на риски, первоначально взвесив все приоритеты. Учителя – тоже являются родителями для своих учеников, передавайте им свой опыт и знания, а не просто ведите урок, как должное.

Понравилась статья? Поделитесь ею с вашими друзьями и близкими, а также теми, кто работает преподавателем в образовательном учреждении.

https://mel.fm/vazhny_razgovor/7912583-motivation2
https://hard-life.kz/421-uchebnaja-motivacija-dlja-podrostkov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

ТОП-23 самых лучших книги для саморазвития (2021)ТОП-23 самых лучших книги для саморазвития (2021)

 ТОП-23 самых лучших книги для саморазвития (2021) Я прочитал больше 50 книг для саморазвития и сделал для тебя список самых лучших. Теперь тебе не нужно тратить время, ведь всё собрано

К чему снится измена любимого человека по сонникамК чему снится измена любимого человека по сонникам

 Вам изменили во сне — чем обернется это сновидение в реальной жизни К чему снится женщине измена любимого? Стоит передохнуть и забыть этот страшный сон, отпустив его вместе с ночью

Стоит ли заниматься сексом, когда не хочется?

Стоит ли заниматься сексом, когда не хочется?Стоит ли заниматься сексом, когда не хочется?

 Влечение может угаснуть по множеству причин. Но сексом нужно заниматься вопреки отсутствию желания, считает сексолог. Причин, по которым сексуальное желание может угаснуть, множество: напряженный рабочий день, плохое самочувствие, спад сексуальной